Художественная резьба по кости. Секретным техникам Резьбы по кости в домашней обстановке! Русские портреты резанные по кости


Резьба по кости - одна из разновидностей ДПИ. В России является традиционным в основном для северных регионов. В качестве материала для обработки может использоваться лосиный или олений рог, клык моржа, зуб кашалота, бивень мамонта либо кость обычного животного.

Этот вид декоративно прикладного искусства знаком народам практически всего мира. В оформлении предметов быта и в украшениях кость может сочетаться с такими материалами, как дерево, самоцветы, поделочные камни и т.д.

Разновидности резьбы по кости

Существует несколько разновидностей резьбы по кости.

. Рельефная . Техника состоит в выбирании фона по заранее нанесенному рисунку. В результате получается рельефное изображение. Рельефная резьба подразделяется в свою очередь на барельеф (низкий рельеф), горельеф (глубокое снятие фона) и контррельеф (заглубление рисунка в фон).
. Гладкая . Самый простой способ, при котором также выбирается фон, а некоторые участки просто выделяются подкрашиванием. Эта разновидность резьбы обычно используется для изготовления несложных поделок - фигурок, амулетов, подвесок.
. Сквозная или ажурная . Одна из самых сложных в исполнении техник резьбы по кости. Кроме обычных материалов, могут использоваться и такие, как коровья кость, оленьи рога или китовый ус. При выполнении изображения фон убирается целиком. В результате на пластине остается лишь ажурный, похожий на кружево рисунок.
. Скульптурная . Техника используется для изготовления фигурок или фигурных композиций. В качестве материала обычно используется олений или коровий рог.
. Гравировка . Рисунок предварительно наносится на материал. Затем фон гравируется специальной иглой. Для изготовления декоративных предметов по этой технике обычно берется кость не слишком яркого оттенка. На заключительном этапе в готовое изделие втирают краситель. Это может быть грифель цветных карандашей либо восковая мастика.

История развития резьбы по кости

Резьба по кости - это самый древний вид декоративно прикладного искусства. Первобытные люди делали из костей иглы, наконечники для стрел, скребки, гребни и другие подобные предметы. Несколько позднее начали выполняться и украшения, а также культовые вещи. В современных музеях можно увидеть немало примеров, изготовленных в древности из бивней мамонта или слоновой кости.

В минойскую эпоху такие изделия вырезались при дворах правителей. Самой известной из всех дошедших до нас поделок того времени является статуэтка богини, держащей в руке змею. Этот интересный артефакт пережил вулканический взрыв на острове Сантарин.

Особый вклад в развитие резьбы по кости внесли мастера античности. К примеру, костяными пластинами была отделана статуя Зевса в Олимпии. Зачастую скульптура вырезалась из слоновой кости целиком. Для больших же произведений из кости изготавливали отдельные (в основном лишенные одежды) элементы.

Настоящие шедевры изготавливались из кости и византийскими мастерами. Изделия, созданные в Константинополе, послужили образцами для подражания в искусстве средневековых резчиков по кости. В одной из хроник XII века упоминается о неизвестном русском мастере. Согласно дошедшим до нас данным, его умение современники сравнивали с мастерством легендарного Дедала. Хорошо известно искусство резьбы по кости было и восточным мастерам. Самой знаменитой в Азии школой была китайская.

История русской резьбы по кости

История русской резьбы по кости насчитывает далеко не один век. Первые славянские князья пользовались самыми разными предметами, изготовленными из кости (поручни и ножки тронов, рукояти секир и ножей и т.д.). Известно, что Иван Грозный очень любил играть в шахматы, вырезанные именно из этого материала. Во времена Алексея Михайловича при оружейной палате была организована мастерская по обработке кости. Здесь работали самые лучшие русские резчики. К царскому двору поставлялись самые разнообразные предметы, выполненные из кости. Это были оправы для зеркал, братины, рога, шахматы, гребни и т.д. Наибольшего расцвета этот вид декоративно прикладного искусства достиг во времена царствования Екатерины II. В это время увеличивается количество резчиков и возрастает художественная ценность изготавливаемых ими произведений.

Начиная с XIX века, наблюдается некоторый упадок косторезного искусства. К концу столетия даже возникает угроза его полного исчезновения. Возрождено оно было благодаря личному вмешательству великого князя Владимира Александровича. По его приказу в 1885 г. в Холмогорах был открыт класс резьбы по кости. В начале прошлого века изготовлением костяного декора занимались созданные в этот период артели. После начала Великой Отечественной войны производство в Холмогорах было закрыто, однако работы возобновились уже к 1943 году. В 1948 г. было построено производственное здание, к которому подвели электричество. С этого момента начинается новый этап в развитии косторезного искусства.

Резьба по кости.

Кость - материал, широко использовавшийся еще в глубокой древности. Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Наиболее древний центр обработки кости сформировался на Чукотском побережье. Старейший промысел, получивший развитие в XVII в., находился близи г.Холмогоры Архангельской области. Расположенные в устье Северной Двины, у Белого моря, Холмогоры были крупным торговым центром. Другой традиционный промысел резьбы по кости возник в середине XIX в. в Тобольске -- крупном городе Западной Сибири, богатом ископаемой мамонтовой костью.

Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа. Народные мастера сумели выявить и использовать замечательные свойства материала для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердости, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета. Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, различных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбеливания и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твердости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости. Своего наибольшего расцвета холмогорское искусство достигло в XVIII в. Для на чала этого века типично изготовление ларцов, имеющих традиционную форму сундучков. Деревянная основа ларцов оклеивалась костяными пластинками (моржовой костью), часть из которых окрашивалась в интенсивно зеленый цвет.

Ритмичное чередование белого и зеленого создавало декоративное звучание вещи. Ко второй половине XVIII в. ассортимент и декор костяных изделий становятся особенно многообразными и богатыми. В праздничном и пышном оформлении изделий гармонично сочетались ажурная и рельефная резьба, отличающаяся своеобразием сюжетов и пластическим богатством, гравировка, окраска кости, подкладка цветных фонов под ажурный узор.

В первой половине XIX в. характер изделий меняется. Оформление изделий становится более строгим, лаконичным, а его формы -- строго геометрическими. Ажурный орнамент теряет свою сочность, превращается в тончайшую ромбовидную сетку, на фоне которой помещаются изящные гирлянды из мелких цветов и листьев. В изделиях остаются не украшенными большие плоскости гладкой кости.

К концу XIX века холмогорский промысел, не способный конкурировать с промышленными изделиями, почти умирает. Возрождение промысла начинается в 1930 г. Молодые мастера начинают осваивать традиционные художественно-технические приемы: тонкую ажурную резьбу, изящно моделируемые рельефные изображения. В последние два десятилетия в искусстве холмогорских мастеров преодолевается тенденция к созданию сложных, чрезмерно украшенных изделий. Постепенно создается новый тип орнамента, в основе которого декоративно переработанные мотивы северной природы: ветви деревьев, северное сияние, цветы и травы.

Тобольская резьба по кости. Возникновение костерезного промысла в Тобольске относится к 60-м годам XIX века. В 1872 г. была открыта первая костерезная мастерская. В тобольской резьбе основное место занимала скульптура. В начале XX века костерезный промысел приходит в упадок. В конце 1920-1930 гг. вновь возрождается тобольский промысел и организуется артель, объединившая мастеров резьбы по кости.

Излюбленным сюжетом косторезных изделий стали так называемые «поездки», изображающие охотника, сидящего в санях и погоняющего оленей или собак. Мастера умело передавали стремительность бега животного, динамичную позу ездока.

Мастера Тобольска создали множество скульптурных изображений жителей Севера - рыбаков, охотников. С любовью изображали они играющих детей, мать с ребенком. Эти маленькие скульптуры обобщенны по форме, выразительны, просты по композиции.

До настоящего времени мастера умело используют зуб кашалота, строя композицию скульптуры в соответствии с его формой, выявляя оригинальную красоту материала.

Хотьковский косторезный промысел. Это один из относительно молодых промыслов. Возникновение его в Подмосковье, очевидно, связано со старинными традициями обычной резьбы по дереву, бытовавшей в с. Богородское еще в XVI в., а также плоскорельефной резьбы в селах Абрамцево и Кудрине. Широко употребляя простую животную кость (цевку), мастера сумели всесторонне использовать свойства этого материала. Необходимо отметить, что объемная резьба по цевке имеет свои трудности. У нее тонкие стенки, ограничивающие возможности объемного изображения. Кроме того, не обладая такой красивой фактурой, как мамонтовая или моржовая кость, цевка требует сложной предварительной обработки. Тем не менее в последнее время создаются интересные работы, в которых срезы простой кости соединяются между собой, образуя площадь для резьбы.

Излюбленна хотьковскими мастерами и миниатюрная скульптура, которую они выполняют из цевки и, частично, из зуба кашалота. Это персонажи русских народных, сказок, а также изображения животных (играющие медвежата, лось, косуля). Значительное место в искусстве промысла занимает создание украшений из кости. Они представлены браслетами, подвесками, серьгами, отличающимися тонкой, искусной, рельефной резьбой, в которой изображаются цветы, ягоды, листья.

Мастера при помощи миниатюрных инструментов, штихелей различной формы, создают великолепные «кружева из кости» и фактурные поверхности. Штихель - режущий инструмент, стальной резец, при помощи которого резчики создают выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы, гравированные и рельефные изображения на различных видах кости.

Один из наиболее почитаемых материалов среди резчиков - это бивень мамонта. Мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад, и осознание того, что мы можем в наше время прикоснуться к тысячелетней истории, временам, когда по земле ходили эти величественные животные, вызывает восхищение.

Считается, что на территории российского Севера до сих пор находится более 500 тысяч тонн бивней. Но целые, хорошо сохранившиеся бивни – большая редкость, ведь часто они расслаиваются на части, как сырая древесина.

Останки мамонтов в большей степени встречаются в безлюдных местах: на островах, куда можно добраться только на вертолете, в тундре, где на много километров вокруг простирается безлюдная местность. Размер бивня мамонта может достигать в диаметре до 2 метров, а его вес - 120 кг! По сути, бивни мамонта – это уникальный ископаемый материал, не имеющий аналогов, он прочнее слоновой кости, а главное отличие – кость бивня мамонта имеет разнообразную цветовую гамму. Дело в том, что за тысячи лет, проведенные под землей, бивни подвергались минерализации и приобрели со временем самые разнообразные оттенки – от бурого и оранжевого до розового и фиолетового. Благодаря своему неповторимому спектру цвета кость бивня мамонта с давних времен использовалась для создания дорогостоящих шкатулок, статуэток, гребней, браслетов и других украшений, ею также украшали дорогое оружие.

Клык моржа - очень красивый материал, который имеет неоднородную структуру. Клык нередко имеет скрытые трещины, которые появляются еще при жизни моржа. Цвет поверхности либо чисто белый, либо слегка желтоватый. Иногда встречаются мореные клыки, пролежавшие несколько десятков или сотен лет в почве, такие экземпляры часть имеют коричнево-зеленоватые оттенки.

Скелетная кость кита - необычный материал, который отличается своими большими размерами (к примеру, ребра достигают 2 метров) и пористой структурой (особенно позвонки). В год на Чукотке разрешено добывать только одного кита, поэтому чтобы использовать его кости, необходимо ждать не один год, ведь еще нужно дать возможность скелету полностью высохнуть, избавиться от лишней влаги.

В России этот вид искусства распространен, в основном, в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).

Введение

В наступившем учебном году нам предстоит изучить много новых предметов, большинство которых непосредственно относятся к нашей специальности. Предметом изучения дисциплины «материалы и изделия художественных промыслов» являются как художественные промыслы, так и их результаты, создаваемые мастерами. Все это необходимо для формирования интереса к искусству народных мастеров и эстетического отношения к изделиям.

Один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака путём вырезания. Темой изложения данного реферата являются особенности хотьковской резьбы по кости. Также я постараюсь описать историю развития резьбы, виды художественной резьбы, материалы для этого использующиеся, многообразие изделий и т.д.

К видам художественного промысла так же относятся росписи, миниатюры, финифть, кружево, игрушка, матрешка и многое другое. Разновидностями резьбы являются: резьба по дереву, по кости и камню. Среди предоставленных тем для изучения и написания реферата хотьковская резьба по кости показалась мне наиболее привлекательной. В процессе изучения особенностей хотьковской резьбы по кости я постараюсь сформировать наиболее полное представление об этом декоративно-художественном промысле.

История и развитие резьбы по кости

История резьбы по кости уходит в глубокое прошлое. Первыми мастерами резьбы по кости были первобытными люди, подтверждение тому не раз находили археологи. Этот вид искусства сохранился с самых далеких времен истории человечества. Хотя материал не очень широко распространен в народном декоративно-прикладном искусстве, он успешно выделился в самостоятельный вид художественного творчества.

Издревле народы Крайнего Севера изготовляли из кости гарпуны для охоты на морских животных, ножи, наконечники копий, амулеты. Такие предметы, найденные на побережье Чукотки, археологи относят к началу нашей эры.

Раскопки культурных слоев X-XII вв. в Новгороде Великом доказали существование у населения древнерусских городов изделий, выполненных местными мастерами. В числе находок - орнаментальные бляхи-застежки одежды, гребни, шахматные фигуры, уникальные завершения посохов. Позднее изготовлением различных изделий начали заниматься в Холмогорах Архангельской области и Тобольске. Эти центры постепенно превратились в народные художественные промыслы по резьбе по кости.

Рис. 1

Уже в середине XX в. начали формироваться производства, занимающиеся художественной обработкой этого материала. Центры этого промысла начали развиваться в подмосковном Хотькове, в Якутске, Магадане.

Развитие промыслов резьбы по кости определялось и определяется сегодня условиями ее получения. На Чукотке добыча и обработка кости - клыков моржа - органически входили в образ жизни охотников на морского зверя. В Сибири бивни мамонта находили и находят до сих пор в вечной мерзлоте тундры. Эти виды материала становятся все большей редкостью и используются для изготовления уникальных произведений и высокохудожественных работ, выполняемых малыми сериями.

Для более массовой продукции употребляют простой, доступный материал. Однако мастера прошлого и современные косторезы не раз доказывали, что и с ним можно добиться высоких художественных результатов. Различные виды сырья, применяемого для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке. Твердость его позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу по кости, но и заставляет помнить о хрупкости такого рисунка.

Белизна слоновых бивней требует четкой проработки рельефа, чтобы на нем хорошо играли свет и тень. На светлой чуть желтоватой поверхности моржового клыка гравированный рисунок или другой вид резьбы по кости необходимо подчеркнуть цветом, чтобы он был ясен для «прочтения». Слоновый или мамонтовый бивень, имея целостную массу, позволяет выполнять из него практически любую скульптурную форму. Клык моржа с внутренней ячеистой структурой ограничивает такую возможность.

Свои ограничения из-за небольшого размера и внутренней полости диктует зуб кашалота. Все эти виды благородного материала приобретают после полировки хороший блеск и выявляют деликатную структуру. В отличие от них простое сырье требует дополнительной обработки после процесса резьбы по кости. Ее обезжиривают, отбеливают, а трубчатую форму распиливают на пластины или части соответствующие будущему изделию.

Резьба по кости прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

Видов резьбы по кости несколько:

рельефная

сквозная

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Еще в доисторические времена людям приходилось работать руками, создавая различные орудия труда. Наряду с камнем и деревом древний человек обратил внимание на кости животных как подходящий материал для изготовления инструментов. Они прочны, легки и долговечны. Таким образом появилось искусство вырезания из костей животных. Позже кроме практической функции кость стала выполнять также и декоративную: появились мастера, способные изготавливать изделия из кости мамонта, моржа и прочих. В разных странах и регионах назначение и внешний вид и способ резьбы по кости сильно отличался, шел различными путями.

Как развивалось мастерство резьбы по кости в Китае?

В Китае этот искусство зародился до нашей эры. На раскопках были обнаружены кинжалы и статуэтки, датирующиеся 3700 годом до н.э. Уникальным явлением являются древние шарики-головоломки, которые вложены друг в друга. Так как кость – цельный материал, то очевидно, что умельцы вырезали эти шары один внутри другого. В настоящее время мастерство изготовления шаров дошло до того, что побит следующий рекорд: подобная китайская “матрешка” состоит из 42 шариков, вложенных друг в друга.

Есть мнение, что эти головоломки имели сакральный смысл: каждый шар представлял собой различные оболочки Земли. Сейчас мистическое значение утеряно, однако секрет их вырезания раскрыт: в цельном шаре из кости вырезаются конусообразные отверстия, сходящиеся в центре, а далее вырезаются шары, начиная от внутренних, специальным инструментом.

Изучаем промысел резьбы по кости в разных регионах России

Холмогорская резьба по кости: особенности и отличия

Родина Ломоносова – Холмогоры, что в Архангельской области, славится промыслом художественной резьбы по кости. Отличает эту резьбу обилие ажурных орнаментов, растительных узоров и волнистых линий. В качестве материала северяне используют наиболее доступную кость крупного рогатого скота – цевку, также популярна резьба по кости морского зверя моржа. Не только в России, но и за рубежом известны холмогорские шкатулки, украшения для женщин, кубки и иконы. Под сквозные отверстия в изделиях подкладывается цветная фольга или ценные породы дерева.

Варнавинская резная кость – отличительные черты и история возникновения

Резьба по кости в рабочем поселке Варнавино появилось как ответвление от холмогорской резьбы. Этот довольно новый вид резьбы схож с холмогорской, но в нем присутствуют народные мотивы из хохломской и городецкой росписи, а также нижегородской вышивки. Используются здесь приемы объемной резьбы. Основной материал – также цевка, но режут также по рогу, по слоновой и мамонтовой кости. История варнавинской резьбы недолгая: ее начало уходит к 1970 году, однако в этом поселке до сих пор существует фабрика, название которой ООО “Варко”. В ней работают заслуженные мастера, многие из которых приставлены к наградам и являются лауреатами многочисленных конкурсов и выставок как в России, так и за рубежом. Изображения их работ используются для иллюстраций в книгах, а также выставлены в музеях народного промысла. Изготавливают варнавинские мастера женские украшения, гребни, шпильки, а также шахматы, карандашницы и множество другой сувенирной продукции.

Тобольское мастерство вырезания из кости

В XVIII В Сибири находилось большое количество ценной мамонтовой кости, и это способствовало появлению резчиков по кости в этом регионе. Тобольская резная кость отличается округлостью форм, для нее характерна объемная резьба. Тобольские скульптуры чаще всего представляют собой сценки из жизни народов севера. Также можно встретить такие изделия, как подсвечники, портсигары, брелоки и женские украшения.

Материалы и инструменты для резки по кости для начинающих резчиков:
  • Самым благородным материалом для резьбы по кости является кость мамонта. Однако ее очень сложно достать, ведь она является невосполнимым ископаемым. Ее преимущества в том, что от долгого хранения под землей она тонируется, приобретая кремовые нежные оттенки. С таким материалом работать приятно, но сложно, так как на плечах мастера лежит огромная ответственность: испорченный кусок уже не вернуть, а запасов на Земле с каждым днем все меньше.
  • Не хуже в процессе резки себя проявляет слоновая кость, которая, к тому же, не настолько редка. Однако в России достать ее тоже непросто, а стоит она довольно дорого.
  • Для начинающих мастеров лучше всего подходит цевка – кость крупного рогатого скота, которая не является столь редким или дорогим материалом. Здесь существуют свои тонкости. Чтобы подготовить кость к резке, ее нужно кипятить с содой несколько часов, затем вымачивать в растворе перекиси водорода для отбеливания. Она внутри пустая, и из нее мастера изготавливают фигурки животных, а иногда даже сценки из народных сказок.
  • Инструментами для резки служат различные штихели, а также напильники и надфили. На фото представлены некоторые инструменты, необходимые для этого мастерства.

Желающие обучиться этому искусству могут посмотреть подборку видео о резьбе по кости животных.

Видео-подборка по теме статьи



Поделиться: